Возрастные особенности детей 4-х – 5 лет
В игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли
могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. дети могут рисовать основные геометрические
фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется
конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения
мелкой и крупной моторики. развиваются ловкость, координация движений.
Усложняются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей
становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или
иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем
памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять
задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворении.
Начинает развиваться образное мышление. Развивается оригинальность и
произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может
сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.
речь становится предметом активности детей.
Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и
взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информацию, которую ребенок
получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она
вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении
со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала.
Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость
представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
которая выражается в предпочтении одних
детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают
выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с
развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с
развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу;
совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения;
развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.