Четверг| 23.11.2017| 04:28

Читальный зал

Главная » Читальный зал » Методическая литература » Музыкальный руководитель рекомендует

Желонина Ирина Михайловна- доклад "Разрушающая и целительная сила музыки"

                  Разрушающая и целительная сила музыки.
 Оздоровление дошкольников через вокально-хоровую деятельность.Быть здоровым – значит быть счастливым!
Мы все хотим быть счастливы – поэтому должны следить за здоровьем и поддерживать его! Тема о здоровье является актуальной на сегодняшний день.
Как же  влияет  музыка   на здоровье и организм человека? Что является разрушающей, а что целительной силой музыки?
Музыка - самая тонкая и вместе с тем самая влиятельная сфера культуры. Она может быть мощнейшим орудием как совершенствования и созидания, так и разрушения!
В 20 веке появилось много опасных для человека стилей, течений, направлений (тяжёлый метал, злой рок, панк-рок, чёрный рэп и др.). По своей сути это агрессивная, протестующая, разрушающая, мрачно-депрессивная музыка.
В глубокой древности люди понимали - нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает тело человека, его внутренний строй, отношения с окружающим миром.
В современном мире определенные дискотечные, клубные ритмы разрушают работу сердца до такой степени, что можно стать болезненным стариком всего за два года!
Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость плюс частота достигли разрушительной силы настолько, что во время рок-концерта рухнул деревянный мост.
В своё время американский учёный-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). «Тяжёлый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль.
Что влияет на способность мыслить и анализировать?
Погружение в подобный звуковой мешок действует на умение ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения.
Но на самом деле музыка не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования, в данном случае функцию разрушения.
И это подтверждают факты...
Я думаю, убедила вас, что музыка оказывает сильное воздействие на живой организм. Можно найти много других примеров, в которых видно влияние музыки на подсознание человека.
Но существует и другая музыка. В первую очередь, это шедевры классической музыки. Уже не раз доказано целительное воздействие классической музыки на человека:
• многократно подтверждён факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от неё;
• по данным газеты «Факты» от 28 апреля 2006 г., рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжело-больных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12-летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря занятиям классической музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»;
• знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая оперу «Волшебная флейта» Ф.А.Моцарта.
В 20 веке появилось новое понятие музыкальная терапия. В музыкальной  терапии  чаще  всего рекомендуется музыка В.А.Моцарта, особенно для улучшении я умственных  способностей.
Альфред Томатис (Alfred Tomatis), врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук, исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и всё тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и стимулирует мышление.

Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.
Примеры музыкотерапевтического воздействия музыки:
- прослушивание музыки определённого типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты.
Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом;
- немецкая специалистка Дагмар Густорфф одна из тех, кто пытается с помощью музыки вернуть к жизни людей, пребывающих в коме. Она сидит возле их больничной койки и поёт, стараясь, чтобы песня звучала в такт дыханию больного.
- Артур У. Харви, профессор музыки и терапевт из Восточного университета Кентукки, полагает, что наиболее целебным свойством обладает музыка барокко. Наш сердечный ритм составляет в основном 68 - 72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Баха, Генделя, Вивальди или Корелли составляет всего 60 четвертей в минуту. При прослушивании музыки барокко наше сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.
Но целебные свойства музыки использовались ещё в давние времена. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап — при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган. А Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души;
- уникальный метод лечения — колоколотерапия — опробован в онкологическом диспансере Архангельска. Колокольными звонами лечили еще в Древней Руси, но опыт лечения колокольным звоном именно онкологических больных первый в России. В основе лечебного сеанса — канонические церковные звоны. Эксперимент продолжается.
В 20 веке расширились технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе восприятия музыки. Было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.
Все звуки передаются по воздуху, создавая «акустическое давление», которое ласкает или поражает наши барабанные перепонки. У каждого звука своя частота. Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим, но они материальны.
Наш организм подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток. Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, то мы ощущаем гармонию. Все  перечисленные  факты  доказывают влияние музыки  на организм человека.
 Каково оздоровление дошкольников  через вокально-хоровую деятельность ?
Вокально-хоровая деятельность включает в себя распевание, работа над правильным дыханием, развитие вокально-артикуляционного аппарата, исполнение песен.
Самолет
Что ревешь самолет? У-у-у
Может, заболел живот? У-у-у
Может у тебя не те
Пассажиры в животе? У-у-у
Ослик
Ослик загрустил:
ИА
Хвостик потерял вчера
Он бродил – цокают
И вздыхал –вздох
А нашел и закричал!
Урра! Иа!

Даже отдельно произносимые звуки имеют целебные свойства. К примеру:
– звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;
– звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;
– звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
– звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;
– звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
– звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:
– "ОМ" – снижает кровяное давление;
– "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
– "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.
Таких сочетаний очень много и перечислять просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении.
Музыкальные аутотренинги для детей.
Современный мир ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы ему облегчить возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всём теле.
Маргаритой Алексеевной Давыдовой (профессор, кандидат педагогических наук, писатель, искусствовед, разработчик методик по музыкальным занятиям с детьми в школе и детском саду) были разработаны упражнения по музыкальному аутотренингу.
Во время этих упражнений педагогу целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия.
Применяйте этот опыт в работе воспитанниками! Я желаю вам слушать качественную музыку и быть здоровыми.

Категория: Музыкальный руководитель рекомендует
Просмотров: 1203
Меню сайта
Категории раздела
Психология и педагогика [5]
Математика [0]
Развитие речи [0]
Музыкальное развитие [0]
Здоровье и спорт [1]
Музыкальный руководитель рекомендует [4]
Педагогическая периодика [0]
Методист рекомендует [5]
Материалы предоставлены методистом детского сада.
Полезные ссылки
"Муниципальные услуги" Комитет по вопросам образования г.Щелково

Сайт Министерства образования Московской области

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал «Российское образование»

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов

Российский образовательный портал

Детские сады...
Дискуссионный клуб Минобрнауки России
Погода в Щелково
Календарь
Праздники России
Новогодняя песня!
Статистика


Кровля, строительные материалы